Главная » Арт-площадка » Театр » «Соотечественники» с женским акцентом

«Соотечественники» с женским акцентом

26 мар 2013
Прочитано:
3133
Категория:
Федеративная Республика Германия
г. Мюнхен

Из семи спектаклей, представленных на VIII Международном фестивале русских театров в Саранске этой морозной весной, четыре поставлены представительницами так называемого слабого пола. Хотя они давно не считают себя слабыми, поэтому режиссерская профессия из мужских рук переходит в женские.

Дело тут не только в эмансипации и борьбе женщин за свои права, а в изменении статуса театра, влияющего или не влияющего на сознание зрителей и его выживание в условиях непредсказуемого рынка. Сегодня государству невыгодно содержать огромное количество стационарных театров, поэтому оно старается перевести их в свободное плаванье, то есть, чтобы коллективы сами себя обеспечивали. Как известно, русские женщины всегда славились своей способностью приходить на помощь слабому, вот они и бросились защищать национальное культурное достояние, хотя нередко получают по рукам от тех же мужчин. И все-таки процесс пошел, особенно это видно среди генерации молодых режиссеров. Нельзя сказать, что женщины вытесняют мужчин, но поскольку они умеют приспосабливаться к жизни, то вкусы зрителей изучают более тщательно и стараются держать художественную планку, не потакая низкопробным вкусам публики. Конечно, не у всех это получается. К тому же в этой профессии надо иметь железный характер и большую силу воли, чтобы подчинять своему замыслу капризных артистов, но ведь лаской, участием тоже можно многого достигнуть.

Я не знаю, каким арсеналом увещеваний пользовалась Урсула Макарова при постановке «Ночи ошибок» Голдсмита, но ее энергия мысли и заразительность победили актерскую инертность, вселили веру, что Саранский драматический театр способен высекать искру, а комедия может быть и высокой, и поучительной. По традиции хозяева всегда открывали фестиваль, но на этот раз он стал особенно праздничным, застоявшаяся молодежь подняла и себе, и другим настроение, не двузначно намекнув: то ли еще будет!..

А ведь этого могло и не быть, если бы директор театра Сергей Игонькин не поверил в творческие силы начинающего режиссера и побоялся злых языков, плетущих свои сети. Ведь любой театр похож на отдельное государство, где закулисные игры часто опережают игру на сцене. Скорее всего, именно под влиянием молодежи Игонькин и его команда решили организовать внутри большого фестиваля – мини-фестиваль самостоятельных работ артистов под названием «С правом на ошибку», куда приехали начинающие последователи Мейерхольда из Йошкар-Олы, Тамбова, Ульяновска.

Спросите, зачем? Ведь забот и без того было достаточно, поскольку театры приезжали из ближнего и дальнего зарубежья, а это визы, фуры с декорациями на ледяных дорогах, гостиницы, обеды, и за всем нужен глаз да глаз. Я вам скажу так: провинция не хочет плестись в хвосте у столиц, у нее есть собственная гордость и свое понимание, что нужно зрителю. И если экспертам «Золотой маски» не подходят спектакли, не отвечающие авангардному мейнстриму, то здесь предпочтение отдают русскому психологическому театру, его Величеству Актеру, которого надо воспитать у себя, потому что выпускники столичных вузов не поедут за пределы Садового кольца.

Вот мы часто говорим: культурная среда, но она не может возникнуть из ничего, к этому надо прикладывать силы, умение, находить средства, поскольку «ничто не дается само собой», более того, те, кто впрягается в эту «колесницу», порой не знают: будет ли какой-то толк. Когда бывший министр культуры и туризма Мордовии, ныне мэр Саранска Петр Николаевич Тултаев восемь лет назад дал добро на проведение фестиваля русских театров, многим это казалось пустой затеей или, в крайнем случае, разовой акцией. Но, как говорится, «дорогу осилит идущий», каким-то шестым чувством он и директор театра Сергей Игонькин, а также главный редактор московского журнала «Иные берега» Наталья Старосельская ощутили культурные потребности жителей Саранска. Они также понимали, что распавшемуся большому Союзу нужны духовные связи, поскольку русский язык продолжает объединять народы. Так зачем же добру пропадать?! Этой же позиции придерживается и нынешний глава республики Владимир Дмитриевич Волков, отправивший свое послание участникам фестиваля.

Надо сказать, Саранск строится бешеными темпами, благодаря чему у него появляется имидж европейской столицы и, самое удивительное, к этому не привлекаются гастарбайтеры, в отличие от Москвы. Значит, с рабочими местами здесь все в порядке и намеков на национальные конфликты нет. Это влияет на атмосферу города, а спокойствие является залогом того, что люди могут безбоязненно вечером возвращаться домой, не зная проблем с транспортом. Я нигде не встречала таких доброжелательных зрителей, которые стоя после окончания представлений аплодируют артистам, как бы они не играли.

Например, лично у меня, как критика, было много претензий к спектаклю Приднестровского театра драмы и комедии Молдавской Республики «Ночь с…» плодовитого драматурга Марданя в туманной трактовке Ксении Кожуховой. К сожалению, не сумевшей справиться с трагикомической сказкой для взрослых, где речь идет о приключениях во время волшебной ночи святого Валентина. Запутавшись в жанре, она запутала и трех исполнителей, которые героически пытались вырулить на территорию мелодрамы. Несмотря на сложное существование русских театров в анклавах постсоветского пространства, экспертный совет предъявлял высокий счет к их творениям, иначе тогда зачем фестиваль… Ведь если взять Гомельский областной театр, приехавший в Саранск с пьесой Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», по-прежнему обитающий в чернобольской зоне, где онкология косит и детей, и взрослых, то его тоже надо было погладить по головке. Уже за одно то, что он не распался и артисты не разбежались. Спрашивается: так что их держит, что заставляет художественного руководителя театра Виктора Чепелева, исполняющего в бессмертной комедии роль графа Альмавива, при бедных декорациях, из-за отсутствия денег решаться на столь сложный эксперимент? И ответ здесь один: неусыпное желание творить, преодолевать любые преграды, только бы ощущать себя демиургами, способными дарить людям радость, несмотря ни на что.

Что же это такое, как не патриотизм?! Мы часто относимся к этому понятию с иронией, а тем временем истинные патриоты русского языка живут не только в ближнем зарубежье, но и в дальнем. Бывшая ленкомовская актриса Татьяна Дербенева уехала в Копенгаген вслед за мужем двадцать лет назад. Там бы она могла спокойно наслаждаться всеми благами цивилизованной Дании, ездить по Европе, но Татьяна не захотела расставаться с тем, что воспитало ее как человека и как актрису. Дербенева стала пробивать, где с протянутой рукой, где с помощью уговоров и убедительных доводов русский театр в Копенгагене. И 1 декабря 2000 года он открылся в помещении Российского центра науки и культуры под названием «Диалог». С одной стороны, Дербенева утоляет жажду собственного творчества, а с другой, – втягивая в этот проект разных людей, вплоть до нефтяных компаний и работников «Аэрофлота», берущих на себя бесплатные перелеты русских артистов и режиссеров, они вместе делают великое дело. Пьесу Андрея Зинчука «Мартышка», показанную на саранском фестивале, нельзя назвать шедевром, но она отвечает внутренним потребностям актрисы, подводящей итоги большого и трудного пути. При этом если бы Господь Бог дал ее героине, в прошлом великой примадонне, возможность вернуться в розовую юность, она бы вновь повторила знакомые ошибки и неудачи.

Как бы сегодня ни пинали театральные традиции, но в каждом коллективе они не только существуют, а каким-то волшебным способом передаются от одного поколения артистов к следующему. В Одесском русском театре, три года назад получившего звание академического, нельзя играть спустя рукава, поскольку это стыдно и «ниже плинтуса». Вот почему известный режиссер Леонид Хейфец согласился поставить у одесситов любимую пьесу Антона Павловича Чехова «Дядя Ваня». При многочисленном обилии спектаклей со столь прозаическим названием этот стоит особняком. Он не поражает яркой формой и режиссерскими кунштюками, он просто тихий и душевный, но как же это много значит сегодня, когда за прозой будней скрываются порушенные человеческие судьбы, и винить в этом некого, разве только самих себя.

Удивительно(???) современно звучит и спектакль Павлодарского русского театра «Без слез, без жизни, без любви» по роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история». Помимо того, что он удивительно(???) культурный, две точки зрения на успех наивного племянника и его опытного дядюшки, дающего уроки выживания в холодном Петербурге, наталкивают на мысль: ради чего живет человек. Если ради любви, то душа остается при нем, и это главное богатство. Ежели ради карьеры, то душа деревенеет и ее уже не пробить ничем, что и происходит с молодым Адуевым.

После окончания фестиваля русские театры вернулись к себе домой, где им предстоит каждый день доказывать, что они существуют не зря. В свою очередь жители Саранска еще долго будут обсуждать их спектакли, и ждать следующий девятый форум, который должен состояться.