Главная » Литературный ресурс » Творческий портрет » Интервью с Ольгой Радзивилл

Интервью с Ольгой Радзивилл

10 апр 2013
Прочитано:
5116
Автор:
Андрей Фефелов

(Беседу вел Андрей Фефелов – член Союза Писателей России, журналист).

А: Ольга, я вижу вас в кринолине, в тонких кружевах и в шляпе с вуалью. Вы та самая петербургская дама, которая "хочет свить - любви изысканную нить", как писал когда-то несчастный странник Агнивцев… Но вы же и капризная чародейка, хранительница родовых тайн, наездница и воительница… Как эти два мира уживаются в вашей душе? Возможно ли равновесие между культурой и натурой?

О: Бог его знает, как это всё уживается! Контрастов и парадоксов много в моей жизни...

На дне души моей
Слепые тени бродят
Невиданные чудища

уснули глубоко…
Ворочается Тьма,
Ворчит и колобродит.
Там прошлое мое вздыхает нелегко.
Со дна души моей,
Из тьмы глубоководной,
Где тишина и мрак и пустота пустот,
Неведомо зачем,
Прекрасный и безродный
Неназванный цветок –
Растет себе…растет


А про равновесие между культурой и натурой…

Думаю, всем приходится втискивать свою натуру в рамки общественных ожиданий. Кому-то удается легко и органично подобрать себе общественный костюм. Кому-то нет… Я, же просто разрешила себе делать то, что душа просит. И многое потеряло важность. Превратилось в игру. Я знаю, как играть роль успешного человека, знаю, как устроен человеческий мир.

Основала я несколько лет назад Фонд Возрождения народной культуры. Чего мы только ни делали! И народные праздники играли, и помогали строить Церковь в Смоленской области. И участвовали в проведении фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского. Десятки замечательных писателей отправляли выступать в детские дома Москвы. Выставки, социальные проекты, ... Но, хоть я и называюсь президентом, да и делаю немало, но серьезности во мне от этого не прибавилось...

А: А поэзия для Вас, это тоже роль?

О: Поэзия... Поэзия для меня - способ видеть за рамками обыденности.

Настройка на сумеречное зрение))

Устав от чар и разочарований
Иду по жизни просто, налегке...
Жую травинки, слушаю признанья
Случайной мушки, сжатой в кулаке,
И солнцу заходящему кивая,
На время слепну от его огня,
А в сумерках прохладных оживаю,
Стряхнув с себя оцепененье дня.
Все по иному в сумерках...Все зыбко.
Туман болотный мягко дышит вслед.
И по губам моим скользит улыбка,
А в ней вопрос - целует свой ответ.
И недосказанности шелест настигает...


А:- Но поэзия это еще и ремесло! Как же техника стиха и прочее?

О: Мой приятель Андрей Коровин, который ведет вечера поэзии в Булгаковском доме, говорит так:

- Я не помню, что такое четырёхстопный ямб или, прости господи, анапест.
Но это мне не мешает…

А: - А что же Вам, Ольга, мешает? Чем Вы бываете недовольны? Что вызывает в Вашей душе антипатию, гнев, возмущение?

olga radzivill 2011 06 10 001О: Наверное, я в прошлой жизни была сиротой и погибла от чужой черствости. Не знаю. Но мне не нравится, например, что у нас дети живут в детских домах. Для ребенка - это катастрофа! Почему в Америке и Европе нет детских домов в нашем понимании? Там сирот сразу разбирают по семьям. Стоят очереди в домах малютки на усыновление. Вот я сейчас в Общественной палате вхожу в Экспертный совет по детству, изучаю эту проблему и понимаю - для того, чтобы детей усыновляли, необходим переворот в общественном сознании. Нужно чтобы мы все поняли, что сирота - это не диагноз и не приговор. Собираюсь снимать документальный сериал про сирот, которые смогли стать успешными людьми. Может быть, прозвучит слишком громко, но я хочу, чтобы детских домов, в дальнейшем, в России вообще не было. Чтобы их расформировали.

А: - Вот, так незаметно, мы окончательно перешли на "светлую сторону Луны", говорим о проблемах общества, которые тоже, как не странно, упираются в поэзию. Блок, как мы помним, слушал «музыку революции». А Вы ее слышите, Ольга?

О: «Музыку революции»? Вы имеете в виду марши? Марши я люблю. Но как общественный деятель)). А как поэт, скорее, соглашусь с Гейне, который считал, что: "…удалась революция, или потерпела поражение, люди с большим сердцем всегда будут ее жертвами."

А: А Вам бывает скучно, Ольга?

О: Скучно? О, нет, не бывает... Скука - это когда мир маленький и серый, наверное...

А мне-то жизнь все время подкидывает сюрпризы и приключения... В кустах оказываются рояли, соломка стелется в нужном месте, звезды подмигивают. Мир играет и улыбается. А люди? Это отдельная история. Какие чудесные люди меня окружают! Совершенно невероятные и удивительные...Нет-нет… Жизнь слишком коротка, чтобы скучать!

А вот тоска иногда бывает. Она как зов, или память о чем-то, как душевное сожаление, когда на распутье не ту дорогу выберешь, да силы на ней растратишь.

Ну что, тоска? Опять вернулась?
Опять ты грудь мою сосешь…
Вползла, согрелась, развернулась –
Куда ты, смертная, зовешь?
Тоска, тоска… нет больше силы!
Все та же сказка про коня:
Тебя на волю отпустила –
Уздечка снова у меня.

А: Где бы Вы хотели сейчас вдруг оказаться? Опишите, Ольга, это место...

О: Нет же… Вопрос надо ставить шире: во что бы я сейчас вдруг захотела превратиться, кем бы я пожелала стать… Ну, к примеру, огромной траурной елью, соединяющей бесчисленные этажи мироздания. Или неумолимым бликом на поверхности обнаженного клинка. Или пронзительным и тоскливым звуком скрипки старого музыканта. Или громом небесным… Или самой Ее величество гравитацией, удерживающей и направляющей устойчивый ход планет... Или блестящей поделкой в руках коробейника на весенней ярмарке под стенами Кремля. Или даже усталой кариатидой на понуром фронтоне Аничкова дворца. Последней речью президента… Далекими будущими метелями…Забытым романсом… Потерянным ключом от выбитой двери… Ревом океана… Отвечающей на Ваши вопросы современной женщиной, в кресле, когда тьма за окнами и чай густой как чернила…

А: О да, как золотые чернила, Ольга. Спасибо Вам.

 

На фото:

1."Поэты в Архангельском". Ольга и Божена Радзивилл.

2. "Фестиваль имени Корнея Ивановича Чуковского". 
(слева направо: Юрий Энтин, Ольга Радзивилл и Эдуард Успенский)

3."Вечер в Британском посольстве". Фонд возрождения народной культуры - один из организаторов вечера "Пушкин в Британии". На фото (слева направо) Евгений Михеев - режиссер театра, Ольга Радзивилл.

Фотогалерея