Уксус

16 апр 2014
Прочитано:
1351
Категория:
Молдова, Республика
г. Кишинёв

В зале работал один парикмахер на шесть посадочных мест. Нет, на семь. Одно местечко пряталось в уголочке и было мало приметно для посетителей. Но оное место не играло никакой роли и было лишь атрибутом сцены. И упоминание о нем нужно лишь для точности описания местопребывания.

Главную же роль играла огромная жирная муха. Она летала по залу и никак не желала садиться на липкую ленту, свисавшую с лампочки. Это я-авно была опытная муха. Когда она уставала виражировать, то садилась на столик парикмахера Уксуса и он отгонял ее: то полотенцем, то машинкой для стрижки, по моему, "Золлинген", но я мог и ошибиться.

Зачем она залетела в салон - непонятно. И нелогично, с точки зрения мушиной логики: жрать тут было нечего. И опять же, по-моему: давно. Со вчерашнего дня - это уж точно.

Следует пояснить, что в Кишиневе открылось огромное количество парикмахерских и швейных мастерских. На каждом чуть отремонтированном доме висела вывеска "Ремонт обуви" или "Ремонт часов", и все это чередовалось парикмахерскими и швейными мастерскими. Не следует забывать и о фотоателье. Такого их количества я не видел ни в одном другом городе, где пришлось побывать. Даже в Одессе.

И еще...Удивляла трудоспособность и необычайный духовный подъем населения.

Обыватели выполняли трудовую повинность по уборке города, вечерами латали дыры в стенах своих домов и еще немного прирабатывали "своим" делом. Когда же они спали, если у каждого в семье подрастало по трое ребятишек, и жена опять была беременна?

Пожмем плечами.

- Так вы будете стричься? Или наоборот?

Я открыл глаза. Предо мной стоял Уксус.

Уксусом его прозвали мальчишки совсем не за вкусовые качества.

Русские военные говорили попросту: "Подстриги, отец..." Молдавским мальчишкам слово "отец" мало о чем говорило, но что такое "оцет" - они знали прекрасно. Что в переводе на русский и означает "уксус". И благодаря такой трансформации было успешно внедрено. Об этом мало кто знал. Вернее, не знал никто. Даже мальчишки.

- А почему мальчишки вас дразнят Уксусом?
- Не знаю. Мальчишки всегда что-нибудь придумают. Как будем? Под бокс? Или полубокс? - И почти неслышно добавил: - Могу сделать канадку.

Канадка не приветствовалась среди командного состава, но молодые лейтенантики и штабные капитаны полюбили эту стрижку. Среди них почему-то считалось, что эта стрижка производит на местных дам и девиц неотразимое впечатление и является источником громких побед на любовном фронте. У дамочек был свой критерий в подборе партнера, но миф о стрижке они не развенчивали и лишь подогревали, всячески искусственно восхищаясь и хихикая в перчатку.

- Полубокс.
- Ну, что вы ! Вам просто отлично легла бы канадка. У вас просто чудный волос... И затылок.
- Полубокс.
- Конечно, конечно, - залепетал Уксус, - А потом побреемся?

Муха, описав длинную глиссаду, опустилась на столик, рядом с помазком. Прошла немного и стала вытирать себе за ушами. Хотя какие у мухи уши ? У них, вроде, и ушей-то нету.
Уксус вхолостую поработал машинкой и махнул на животное. Оно опять улетело в сторону окна.
Пока Уксус занимался подготовкой меня к экзекуции, все время нес какую-то чепуху про то, как ему плохо жилось при немцах и румынском режиме в гетто и как ему хорошо живется сейчас. Да! Сейчас тоже тяжело, но уже нету гетто. Уже можно ходить, куда хочешь, и работать, кем хочешь. Это уже свобода. И это очень важно.

- У вас, что, неприятности на работе? Поссорились с девушкой? Можно организовать другую. Я правильно сказал слово "организовать"?

Машинка приятно массировала затылочные складки.

- Машинка "Золлинген"?
- Что вы сказали?
- Машинка, говорю," Золлинген"?
- Какая машинка? О чем это вы? - И наконец-то понял. - Ах, машинка ! Да, "Золлинген". Не то что там какой-нибудь "Ундервуд". Настоящее железо.

То, что я угадал, приятно потешило моё самолюбие.

- И откуда машинка? Приказано ведь было сдать все мародерное .
- А она и не мародерная. Она досталась мне в бою. Это почти трофейная. Я за нее со Шварцманом дрался. Это военный трофей. Не мародерство. Я же не у мертвого Шварцмана забрал, а у живого.
- Еще не хватало, что бы у мертвого. Он ходил жаловался на вас. Почтенный.
- И что ж он вам нажаловался? - машинка замедлила стрижку.
- Что вы у него машинку отняли.
- Ничего я у него не отнимал. Зачем она ему? Он же не парикмахер! Он же механик по ремонту. Зачем ему хорошая машинка? Он бы пустил ее на запчасти. Такую машинку! Вы что? Разве можно было такую технику разобрать на кусочки? И чем бы я вас сейчас стриг? "Ундервудом"? Я выщипал бы вам затылок. А вы хотите, что бы я отдал ее Шварцману?
- Вы уж уладьте как-то этот вопрос сами. Без меня. Я ж вынужден буду принять меры, если вы не разберетесь. А стрижет она действительно замечательно.
- Вот видите! Я ж говорю, - обрадовался Уксус.

В зеркале отражался не только парикмахерский зал, но и окно, за которым время от времени проходили какие-то обыватели, крестьяне, военные и др. живность. Вот остановился лейтенант Чижов из штабных. С девушкой разговаривает... Отошли. А вот и пацаны заглядывают в окошко. Носами в стекло тычут. Хорошая страна Молдавия.

Колокольчик у входной двери звякнул, и вошел капитан Беспалов из комендатуры. Увидев меня, как-то оторопел, замялся.

- Эээ...- промямлил он, - у вас занято. Да! Здравия желаю товарищ майор. Я тогда пойду...
- Ах! Это вы, господин капитан! - обрадовался Уксус. - Я узнал кое-что про часы.
- Э...э ... эта... я потом зайду, - засмущался капитан. Он явно не ожидал такого поворота событий.
- Разрешите идти, товарищ майор? - вытянулся Беспалов.

Я сделал паузу. 
Специально подлиннее. 
Муха пролетела по диагонали зала и села на лампочку, рядом с хвостиком ленты.
Уксус прочуял, что сказал чего-то лишнего.
Как говорится, повисла тишина.
Я люблю тишину у себя в кабинете.
В НКВД.