Главная » Литературный ресурс » Из истории литературы » Сестра и брат скандалистки

Сестра и брат скандалистки

23 ноя 2013
Прочитано:
2657
Российская Федерация
г. Нижний Новгород

Трое поэтов в одной семье – это действительно многовато. Потому и помнят лишь одного из них. Вернее, одну, Софью Парнок, – самую талантливую и самую известную, главным образом, своим скандальным романом с другой поэтессой, Мариной Цветаевой.

Елизавета Тараховская

Близнецы Елизавета и Валентин не хотели затеряться в бурном литературном море. Настоящая фамилия детей таганрогского аптекаря была Парнох, но Елизавета подписывалась фамилией своего мужа Александра Тараховского, с которым прожила совсем недолго, а её брат, Валентин, стал Парнахом. Софья тоже изменила только одну букву в своей фамилии.

Елизавета родилась 27 июля 1891 года. Закончила с золотой медалью женскую Мариинскую гимназию в Таганроге. Училась на Бестужевских курсах в Петрограде. Довольно часто бывала в Коктебеле. Подружилась с Андреем Белым, Осипом Мандельштамом, сёстрами Цветаевыми. Участвовала в поэтических чтениях, любительских спектаклях. Как детский стихотворец, стала известна после выхода в 1933 году книжки «Метро». И Её Величество Судьба более благосклонно относилась к Елизавете Яковлевне, чем к её сородичам. Она имела стабильные доходы. Переводила на русский язык стихи Юлиана Тувима, Эдуардаса Межелайтиса, николоза Бараташвили, других поэтов. Писала пьесы для детей – «По щучьему веленью», «Царевна Несмеяна», «Сказка про живую воду». Большим тиражом вышла в в «Емеля-дурачок». Их и сегодня включают театры в свой репертуар, а кинорежиссёр А. Роу снял в 1938 г. свой знаменитый фильм «По щучьему велению». Большим тиражом была издана книжка Тараховской об «ярославской ткачихе» Валентине Терешковой «Чайка», написанной сразу же после её полета в космос. Но это была книжка-однодневка, которые тут же забывают. А вот сборники «взрослых» стихов Елизаветы Яковлевны «Скрипичный ключ» и «Птица», изданные в 1958 и 1965 годах, тоже забытые, этого не заслуживали.

Скончалась Елизавета Тараховская 13 ноября 1968 года, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с братом. Я сумел найти только два её детских стихотворения.

ДЕД МОРОЗ

Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки
Говорят, он - Дед Мороз,
А шалит, как маленький.

Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.

Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький!
 

ТИХИЙ ЧАС

Ставни закрываются,
Дети раздеваются.
– Тише, тише, тише, птицы,
Вы не пойте под окном!
В тихий час так сладко спится,
Спят ребята крепким сном.
Вы не цокайте, цикады,
Не трещите – цок-цок-цок!
Отдохнуть ребятам надо,
Надо им поспать часок!
Вы не квакайте, лягушки,
Под окошком у ребят!
Здесь кроватки-раскладушки,
Здесь ребята крепко спят.
Ставни открываются,
Дети одеваются...
Расскажите, дети, мне,
Что вы видели во сне?
 

Валентин Парнах

Валентин был создателем первого отечественного джаза. Выступал как танцор и хореограф. Его стихи и переводы были известны лишь узкому кругу друзей Валентина Яковлевича, который ушел из жизни в 50 лет.

В 1910 году Парнах поступил на юридический факультет Петербургского университета. Потом перевелся на историко-филологический. Одновременно занимался музыкой под М. Ф. Гнесина и драматическим искусством в студии В. Э. Мейерхольда. Блок, прочитав в 1914 году присланные ему стихи Парнаха, рекомендовал опубликовать их в журнале «Любовь к трем апельсинам».

В 1915 году Валентин Парнах уезжает за границу. Путешествует по Швеции, Франции, Англии, побывал в Палестине, Испании, Египте, на Сицилии. Собирает материал о поэтах, ставших жертвами средневековой инквизиции. Печатается в зарубежных изданиях, выступает с танцевальными номерами.

В Париже были изданы и сборники стихов Парнаха, которые иллюстрировали художники-авангардисты Наталия Гончарова и Михаил Ларионов. Портрет поэта работы Пабло Пикассо находится в чьей-то частной коллекции. В. Парнах переводил на русский язык произведения Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, Ф. Пикабиа, Н. Гарнье, В. Ларбо, Ж. Сюпервьеля, Б. Сандрара, Ж. Кокто, Т. Тцара, Л. Арагона, С. Арно, Ж. Рибмон-Дессеня — с французского; П. де Кальдерона, Л. де Гонгоры, Ф. Г. Лорки, Р. Альберти — с испанского; Л. де Камоэнса — с португальского; И. В. Гёте, Н. Ленау, И. Р. Бехера, Р. Гюльзенбека, Х. Арпа, М. Эрнста — с немецкого; Я. Ивашкевича — с польского и др.

В август 1922 года Валентин Парнах вернулся в Советскую Россию. Он привёз с собой полную экипировку для джаз-банда — банджо, саксофон, ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин, всевозможные диковинные шумовые инструменты. И скоро в Москве появился ансамбль, который назывался «Эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха».

Первый концерт состоялся в Москве 1 октября 1922 года. На рояле играл будущий знаменитый киносценарист Евгений Габрилович, на ударных — актёр Александр Костомолоцкий. В джаз-банд входили также саксофонист Мечислав Капрович, контрабасист Сергей Тизенгайзен.

Успех сопутствовал каждому выступлению ансамбля. Джаз банд выступал перед делегатами конгресса Коминтерна, в спектаклях театра Мейерхольда.
В 1925 году в Москве за счёт автора был издан первый и единственный сборник стихов Валентина Яковлевича - «Вступление к танцам». В дальнейшем публиковались только его переводы. Умер он 29 января 1951 в Москве. Проститься с покойным пришли Фаина Раневская, Илья Эренбург, Михаил Гнесин, Леонид Утёсов, Дмитрий Шостакович.
 

* * *

Дрожь банджо, саксофонов банды.
Корчи. Карамба! Дребезжа,
Цимбалят жадные джаз-банды
Фоножар.
Взвары язвительной известки,
Переменный электрический ток.
Озноб. Отскакивания хлестки.
Негр захватил и поволок
Неведомых молекул бучи.
 

ДЖАЗ

Мы были джаза лишены.
О, гроб! Неистовством дохнули
После кошмарной тишины
Вдруг сотрясённые кастрюли.
Причуды звуковых систем!
На стержне вздрагивали гонги,
Хрипучки взвинчивались, гонки,
Неукрощаемы ничем...
Противозвучий мастера!
В лад музык ерзанья и дерги.
Пружинный зад и плеч игра
В разгаре негритянских оргий.
И, в плечи голову ввинтив,
Прерывно выкинул обратно.
При содроганиях гадюк
Споткнулся, сидя. Острый взвив,
Изогнутою кистью крюк,
Прицел ударного пневманта...
 

НАКОНЕЦ ОТКРЫТИЕ БАРОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

1
Формула
Несуществующих наук
Взрывы движений мира Дернула
Оркестры судорога мук!
Причудливы плясы! Скрючивай
Громады нот дроби и плавь
Влюбляясь в этого хрипучаго
Оттачивайся правь буравь
Негров походка!
На 8 терций прерван оркестр умолк
Но счет продолжен. Бьется четко
Сухой и сладострастный щелк
И все прикончила трещотка!

2

Взметай
Топ
Ринулся мир уязвив
Рэг-Тайм
Сноп
Взвив
Дробящихся слепящих взрывчатых синкоп
Дирижер!
Клич восторженным гончим!
Спускай!
Дерганья свор
Плясом закончим
Пагубу и мор!