Главная » Геобарометр » От первого лица » Визит самодержца

Визит самодержца

08 ноя 2014
Прочитано:
2280
Категория:
Российская Федерация
г. Нижний Новгород

Дата в истории: 180 лет назад Нижний Новгород посетил Император России Николай I. Это был не первый приезд в наш город монархов. Бывали здесь и Иван Грозный, и Петр I, и Екатерина II, и её сын Павел I.

Губернский архитектор Иван Ефимович Ефимов в октябре 1834 года по каким-то своим делам находился в Костроме. Шел нудный осенний дождь, дороги тонули в грязи, Ефимов добирался до Нижнего Новгорода по Решемскому тракту целые сутки, меняя лошадей на почтовых станциях. Он продрог, крылатка его промокла, но, несмотря на уже позднее время, архитектор явился к губернатору Михаилу Петровичу Бутурлину и сообщил пренеприятнейшее известие.

- К нам едет император, - выпалил он с порога.

Это для Бутурлина было громом с ясного неба. И он послал нарочного за градоначальником Фёдором Переплетчиковым. К встрече государя нужно было тщательно подготовиться.

Действующие лица

В то время в усадьбе Бутурлина заканчивался ремонт, который шел под присмотром Ефимова, и он был с губернатором в дружеских отношениях. У члена императорской Академии художеств имелось много общих знакомых и с Александром Сергеевичем Пушкиным, к числу которых принадлежал его брат Николай, тоже архитектор. Когда поэт приезжал в Нижний Новгород, Ефимов присутствовал на званом обеде в его честь.

В Нижнем Новгороде Иван Ефимович появился в 1819 году. Построил острог, который стоит до сих пор, осуществлял контроль за сооружением казенных зданий, храмов и частных домов. Устанавливал обелиск в честь Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Автор проектов сохранившихся замечательных памятников зодчества – Дворянского собрания и здания Соляной конторы в Нижнем Новгороде, церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Городце и других.
К сожалению, многое не сохранилось, например, Спасо-Преображенский Кафедральный собор в кремле. Иван Ефимов вместе с другим выдающимся архитектором Петром Готманом разрабатывал и программу коренного градостроительного переустройства Нижнего Новгорода, в основу которой были положены идеи Николая I.

Михаил Петрович Бутурлин был седьмым по счету главой Нижегородской губернии после Андрея Руковского, Степана Быховца, Александра Крюкова, Николая Кривцова, Ивана Храповицкого и Иллариона Бибикова. Он происходил из старинного дворянского рода, только что отпраздновал свое сорокалетие. Бравый кавалергард, участник Отечественной войны 1812 года был полон сил и как генерал-лейтенант по званию совмещал сразу две должности – гражданского и военного губернаторов. То есть обладал неограниченной властью в своей вотчине. Но современники свидетельствовали, что этой властью он не злоупотреблял и был большим перестраховщиком. Существует даже версия, что сюжет «Ревизора» был подсказан Пушкиным Николаю Гоголю как раз после его встречи с Бутурлиным, который принял поэта за царского осведомителя. И для этой версии есть основания. Так как Пушкин направлялся в Оренбург для сбора материала к «Истории Пугачевского бунта», Бутурлин предупредил своего коллегу и давнего приятеля, генерала от кавалерии Василия Перовского о том, что Александр Сергеевич собирает не воспоминания о Пугачёве, а «сведения о неисправностях» по поручению императора. И очень удивился, когда узнал, что Пушкин сам находится под особым надзором.

Среди трех десятков градоначальников Нижнего Новгорода Фёдор Петрович Переплетчиков был единственным, кто избирался на этот пост трижды. Конечно же, не случайно. Он лично следил за тем, как ведётся оспопрививание, строил дома призрения для бедных. Щедрый благотворитель, рачительный хозяин, он обладал умением убеждать других в своей правоте.

Переплетчиков находился в числе нижегородцев. которые присутствовали на коронации Николая I в 1826 году. Фёдор Петрович даже добился аудиенции, чего не удостаивались иные более высокопоставленные просители. И сумел заинтересовать молодого императора перспективами, которые сулила Нижегородская ярмарка. Монарх тут же решил многие вопросы. Одним росчерком пера, например, перевёл нижегородских ямщиков из крестьян в мещан, то есть освободил их от крепостной зависимости. Как выяснилось из этой беседы, Николай I в 1816 году проезжал Нижний Новгород на пути в Казань, но не слишком-то его разглядел. И пообещал наведаться ещё разок.

Своё обещание император сдержал через... 8 лет. Но у него до этого было много дел. Николай Павлович начал своё царствование с подавления восстания декабристов и вообще всякого инакомыслия. Ужесточил цензуру, основал тайную полицию, дав зелёную улицу политическому сыску. Вёл кровопролитные войны с Персией и Турцией, отменил конституцию Царства Польского и ссылал в Сибирь польских революционеров. Неприятие у народа вызывало и то, что Николай I унаследовал от своего отца страсть к военным парадам и маршировкам.

krasnye kasarmyНо нельзя сказать, что высокорослый (205 сантиметров) император не блистал умом. Напротив. Современники отмечали, что Николай I, хоть и казался многим жестоким деспотом, на самом деле был готов и на компромисс. И даже подписывал такие указы, которые вызывали бешенство у богатых помещиков и вельмож. Запретил, к примеру, ссылку крестьян на каторгу, продажу их поодиночке и без земли; крепостные могли выкупаться на волю с землей при продаже имения помещика за долги, а также приобретать недвижимую собственность. Дело шло к их полному освобождению, но тут разразилась Крымская война, и дело застопорилось. По словам историка Василия Ключевского, при Николае I изменился сам статус крестьянина. Теперь он являлся не собственностью помещика, а собственностью государства, которое защищало его права.

Среди других, надо сказать, довольно осторожных, шагов в сторону либерализма можно назвать и то, что Николай I вернул из ссылки Пушкина, закрыл дело, возбуждённое против него Синодом за написание «Гаврилиады», назвал его умнейшим человеком и даже дал ему в долг 20 тысяч целковых, но до конца жизни не доверял поэту. Наставником своих детей император сделал Василия Жуковского, ратовавшего за демократию, но среди других воспитателей были и явные консерваторы. Одно уравновешивалось другим. Николай боролся с коррупцией, но закрывал глаза на мелкие поборы, не раздавал помещикам, как его предшественники на престоле, государственных крестьян вместе с землями, но и не реагировал на многочисленные жалобы тех, кто сетовал на злоупотребления. За всё время своего правления кроме декабристов не казнил больше ни одного человека, но не требовал суда над теми, кто убивал поляков «при попытке к бегству».

Сегодня историки оправдывают даже то, что в армии была введена жёсткая дисциплина. На то действительно были причины. В последнее десятилетие царствования Александра I офицеры вели себя крайне развязно. Нередко даже на учения являлись во фраках, устраивали дуэли, проводили время за картами и в обильных возлияниях, совершали даже уголовно наказуемые преступления. В Семеновском полку, например, солдаты занимались не строевой подготовкой, а ремеслом и торговлей, часть выручки сдавая ротному командиру.

К концу правления Николая I был достигнут значительный рост промышленного производства, и Россия пошла по пути индустриального развития, то есть началось превращение страны из крайне отсталой в страну с достаточно мощной экономикой. Как считал академик С.Г.Струмилин, начинался промышленный переворот, похожий на тот, что вывел Англию во второй половине XVIII в мировые лидеры.

Если же коротко сформулировать итоги деятельности императора, то Николай контролировал жизнедеятельность государства, как инженер следит за функционированием какого-то сложного механизма, где надёжность каждой отдельно взятой детали определяет устойчивую работу всего комплекса. При этом благодаря здоровому образу жизни император отличался огромной работоспособностью. По свидетельству фрейлины Анны Тютчевой, трудился по 14-16 часов в сутки, не курил, много ходил пешком, «ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных». Но, восхищаясь прозорливостью и мужеством императора, современники вряд ли его боготворили. Скорее - боялись.

Какое наследство им досталось

Надо сказать, что предшественники Бутурлина и Переплётчикова мало заботились о Нижнем Новгороде. Дома здесь строились хаотично, благоустройства, по сути дела, не было никакого. При губернаторе Андрее Максимовиче Руновском всё внимание было сосредочено на формировании Нижегородского ополчения. Степан Антонович Быховец (по другим данным, Александр Степанович) занимался переносом в Нижний Новгород Макарьевской ярмарки после того, как там случился пожар, уничтоживший все строения. Размещал французских военнопленных, беженцев, которые хлынули сюда из Москвы. Вдобавок ко всему после войны начались волнения среди крестьян. Нижегородский губернский прокурор Николаев сообщал в Министерство юстиции о том, что в Нижнем появились «разглашатели пустых новостей насчет освобождения всех крестьян от власти помещиков с присовокуплением слов, оскорбительных для государя». Начались аресты. Дворовый офицера Любанского Дмитриев был принародно выпорот и отдан в солдаты.

Тут вроде бы все ясно. В это тревожное время заниматься благоустройством было действительно некогда. Но и Александр Семенович Крюков, сменивший Быховца, тоже находился в такой же ситуации. Даже ещё в более сложной. Еще будучи вице-губернатором, Крюков приобрел за бесценок (всего за 8 тысяч рублей) дом на Покровке, где сегодня располагается областной суд. Купчая была оформлена на его супругу Елизавету Ивановну. В дальнейшем дом подвергся небольшой перестройке. Его соединили со флигелем, а флигель надстроили. И дом был продан уже за 30 тысяч рублей. На полученную прибыль Крюков приобрел имение в 400 душ.

Дальше больше. В 1823 году во время ревизии Нижегородского уездного казначейства были обнаружены огромные по тем временам хищения. Некто Попов, назначенный казначеем, умудрился за шесть лет украсть 730 тысяч рублей! На этот пост его рекомендовал не кто иной, как Крюков. Пока шло следствие, Александр I умер. Но тут – новая беда. В восстании на Сенатской площади приняли участие два сына Крюкова, Александр и Николай. Этого губернатору новый император простить не смог.

Новый губернатор, Николай Иванович Кривцов, продержался на своем посту всего несколько месяцев. Во время войны 1812 года он был ранен и попал в плен. Через него Наполеон намеревался вести переговоры с Александром I. Кривцов воспользовался этим и бежал из лагеря французов. Но в бою под Кульмой получил тяжелое ранение. С поста нижегородского губернатора он был уволен, как и Крюков, за то, что родной брат Кривцова Сергей и три брата его супруги тоже примыкали к декабристам.

И Кривцов, и его предшественник Крюков, и сменивший Кривцова Иван Семёнович Храповицкий управляли губернией совсем недолго. Но что можно было предпринять за это время? Этот вопрос следует адресовать и Иллариону Михайловичу Бибикову, управлявшему губернией с 1829 по 1831 годы, на которого обрушилась не то что проблема – кошмар под названием холера.

Эпидемия этой страшной болезни, которую лечить не умели, началась в Астрахани. Бибиков воздвиг заслоны на дорогах, из-за которых Александр Пушкин был вынужден оставаться в Болдино и создавать здесь свои гениальные творения. Но заслоны не помогали. Болезнь приносили бурлаки. Холера косила людей сотнями, тысячами. И Бибикову не оставалось ничего другого, как подать в отставку. Его сменил Михаил Бутурлин.

О деятельности в то время градоначальника Нижнего Новгорода Петра Ивановича Косарева ничего неизвестно. В 1833 году бразды правления на посту городского головы Нижнего Новгорода вновь принял Фёдор Переплётчиков.

«Мне нужны не ученые, а исполнители»

Пребывание Николая I в Нижнем Новгороде описывается в разном ключе – в зависимости от того, какую идеологию исповедовал автор воспоминаний. Поэтому буду оперировать только фактами.

Император прибыл в город в четвёртом часу утра, и его встретили оглушительным барабанным боем. Отдохнув немного, монарх вместе с Бутурлиным и Переплетчиковым, сопровождавшим его шефом жандармов Александром Бенкендорфом и многочисленной свитой отправился осматривать город. Лошади то и дело скользили в непролазной грязи, приходилось часто останавливаться, менять направление движения. Это вызвало раздражение Николая.

- У вас в Нижнем природа сделала всё, чтобы украсить город, а люди делают всё, чтобы его испортить, - изрёк он фразу, ставшую афоризмом. И добавил, указывая на строения, находящиеся на склоне горы: - А эти дома задами на меня смотрят».

На соборной площади губернатора встречал архитектор Ефимов. Представляя его, Бутурлин заметил, что Иван Ефимович является членом императорской Академии художеств, руководит недавно созданной строительной комиссией и вообще большой учёный.

Император парировал:
- Мне нужны не учёные, а исполнители.

Тут стоит пояснить, что в молодости Николай I получил хорошее инженерное образование, в том числе и в области строительной техники. Им даже был установлен «потолок» высоты зданий в столице, запрещающий строить гражданские сооружения выше, чем Зимний дворец. А когда выбирали место для астрономической обсерватории, Николай указал Пулковскую гору. Выбор его был безошибочным.

Приструнил император и архиерея Иакова. Когда процессия спускалась в склеп к гробнице Козьмы Минина, Иаков предостерг:
- Ваше Величество, поберегите голову!
- Смотри, владыка, лучше за своей головой, как бы с неё не свалилась митра! – желчно ответил Государь.

Раздражению его не было предела, когда карета застряла на Ивановском съезде, а особенно на откосе возле Георгиевской церкви, где горожане устроили свалку.

- Устроить здесь прогулочный бульвар! – распорядился император.

- Так ведь это равнинные жители, - вступился за нижегородцев
шеф тайной полиции Александр Христофорович Бенкендорф. – Они к горам непривычны.

- Ничего, пусть научатся, - сказал Николай.

Вечером следующего дня он потребовал подробный план города, и, ознакомившись с ним, собственноручно внес в него кардинальные поправки. Таковых потом насчитали 88. Они касались переноса целого ряда казённых зданий, воинских казарм, церквей, постройки виадуков, удлинения и расширения улиц. Николай даже определил место, где должен располагаться новый драматический театр. Две кремлевские башни – Часовую и Северную – приказал приспособить под собственные хоромы. Здесь император намеревался поселиться после того, как отречётся от престола, – такие намерения у него действительно были.

Новый план города, по сути дела, ничего не оставлял от прежнего. Слава Богу, что выполнение его по разным причинам затягивалось, а после смерти Николая I на нём вообще был поставлен крест, иначе бы Нижний Новгород не отличался таким своеобразием, каким отличался всегда. Это подметил французский путешественник де Кюстин ещё в 1839 году. Он писал: «На нижегородских улицах хоть в шахматы играй».

Тем не менее план, предложенный императором и предоставление Нижнему налоговых льгот на десять лет сыграли положительную роль. В городе появились новые воинские казармы на Нижневолжской набережной, арсенал, цехгауз, губернаторский дом. Улицы стали мостить булыжником, появились фонари. Но конопляное масло сразу же стали воровать, и дабы предотвратить кражи, в него стали бросать дохлых крыс.

В августе 1836 года Николай I вновь посетил Нижний Новгород. Он остался доволен тем, как выполняются его указания. И огласил свой указ, согласно которому нижегородский губернатор Бутурлин назначался сенатором. Немалую роль в этом сыграло то, что Михаил Петрович сохранил, заморозив во льду, тело хивинского посланника, неожиданно скончавшегося в Нижнем, а посланник был особой царских кровей.

Дом губернатора

Благодаря Николаю I Нижний Новгород получил прекрасный памятник зодчества – губернаторский дом, план которого набросал сам император. Не совсем ясно, кто был автором проекта: то ли Ефимов с Готманом, то ли архитектор И.И.Шлеерман, но главное в том, что он был воплощен в жизнь под руководством двух других зодчих – А.И.Шеффера и А.Е.Турмышева. В 1841 году работы, продолжавшиеся четыре года, были, наконец, закончены.

Но грунт, на котором построили этот архитектурный шедевр, был весьма ненадёжен. В 1846 году здание получило повреждения из-за оползня. Трещины в фундаментах пришлось заделывать, при этом инженер А.И.Дельвиг впервые применил бетон. Позже губернаторский дом еще несколько раз капитально ремонтировали.Здесь и поселился Михаил Петрович Бутурлин. На первом этаже располагалась его приёмная, на втором – персональные покои для императора на случай его приезда. Третий этаж занимала губернаторская семья. Здесь жил потом декабрист А.Н.Муравьев, назначенный губернатором, а французский писатель Александр Дюма-отец встречался в 1858 году с героями своего романа «Учитель фехтования» - Иваном Анненковым и Полиной Гебль. Позже в губернаторском доме фотограф А.О.Карелин и архитектор Л.В.Даль открыли художественную школу. В настоящее время здание включено в список объектов культурного наследия федерального значения.

Фотогалерея