Главная » Геобарометр » Дойти до сути » Зэки седобородые

Зэки седобородые

15 ноя 2014
Прочитано:
2758
Категория:
Российская Федерация
г. Нижний Новгород

Оговорюсь: речь идет лишь о части пенсионного сообщества. Труженики в отставке в большинстве своем ведут добропорядочную жизнь. Но есть одна настораживающая тенденция. Она, как осенний дождь, носит затяжной характер. И лупит всё больнее и больнее по нашим нравственным устоям.

Вздымайте дружно наш тяжкий молот...

Примерно с 1980 года в тюрьмах и колониях начал появляться невиданный со времен Солженицына контингент – фронтовики-афганцы. Вначале на них смотрели как на экзотику, но постепенно их становилось все больше и больше.

Никто не мог ничего понять. Потом всё стало ясно. Афганцы возвращались домой и ходили по земле, которая была к ним равнодушна. И они, видевшие кровь и знавшие, что жизнь человека – пустяк, начинали мстить своей безучастной родине, которая послала их на никому не нужную войну, на смерть и физические и нравственные страдания.

Потом афганцев сменил другой немалочисленный контингент – участники боевых действий в Чечне. Их мотивы были такими же. Научившиеся убивать, они убивали снова. А вот третья большая группа зеков уже совсем другая. Это – пенсионеры. То, что они находятся за решёткой, сегодня совсем не редкость.

Преступления, за которые они отбывают срок, самые разные. Есть убийцы, грабители, мошенники, сбытчики наркоты и краденого, квартирные воры и те, кто обчистил минимаркет или выкопал тайком у соседа картошку. Есть осужденные за бандитизм, хулиганство. Есть даже педофилы. Вот только один пример. В мае нынешнего года в Вадском районе 59-летний мужчина совершил развратные действия в отношении двух мальчиков, заманив их в баню.

Но мотивы сексуальных преступлений несколько отличаются от преступлений иного характера. Поистине шекспировские страсти разгорелись, например, в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Здесь папаша пенсионнного возраста убил своего сына. Убил обдуманно, и этого не скрывает.

Судьба у Николая Фадеева – не позавидуешь. Так уж вышло, что его 25-летний отпрыск страдал душевным заболеванием. Он вообще-то проживал в деревне, работал дояром. Но за пенсией по инвалидности каждый месяц регулярно приезжал в Нижний. Получал её и уходил в запой. А в пьяном виде избивал мать. Как будто мстил ей за то, что она уродила его таким.

Много лет терпел это отец. А однажды терпению его пришёл конец. Истрепанные нервы не выдержали. И он принёс в квартиру кувалду.

В тот памятный вечер Алексей Фадеев явился в родительский дом, как всегда, на рогах. Да еще и потребовал, чтобы отец заплатил за такси, – пенсия его кончилась. Это еще больше подлило масла в огонь. Дождавшись, когда сын захрапел, отец долбанул его кувалдой по голове. Потом ещё и ещё. Как говорится, для верности.

Вину свою Николай Фадеев не отрицал, просил только не лишать его свободы. За него вступились соседи, но закон есть закон, и сыноубийца осужден на 9 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Срок у Николая Малышева поменьше. Он застрелил садолаза, воровавшего овощи с грядок. Леонид Незнамов отбывает наказание за то, что, нарушив правила дорожного движения, сбил насмерть пешехода и скрылся с места происшествия. Евгений Рогов ограбил квартиру, избив до полусмерти хозяйку. На 16 лет осужден 63-летний пенсионер, зарезавший в товариществе «Ягодное» Богородского района двух своих гостей, причем тело одного из них расчленил, вывез на садовой тележке за территорию участка и выбросил на свалку.

А чем объяснить хулиганские действия бывшего тюремного надзирателя, который стал стрелять по окнам дома человека, с которым накануне поссорился? Что лежит в основе этого и других преступлений? Социальная несправедливость? Жестокость? Но откуда она у сегодняшних тружеников в отставке? Отчего их мир все больше и больше становится миром криминальным? Почему они живут по тюремным законам?

Ответы на эти вопросы – скорее всего, в нашей среде обитания. А наша среда - модель пространства, в котором господствуют криминальная логика и криминальная нравственность. Старики же просто элементарно мстят за нищету, на которую обрекло их государство, мстят, не разбираясь, кому и за что. Между прочим, среди них есть и афганцы, вышедшие на пенсию. У них – двойной повод для мести.

Потерянное поколение

Кто они – нынешние пенсионеры? Это, прежде всего, те, кто появился на свет в первые послевоенные годы. Много ли среди них вполне обеспеченных, не нуждающихся ни в чём? - а, у них есть квартиры в старых панельных домах, в хрущёвках. Кое у кого – садовые участки, драндулеты, на которых продолжают ездить на эти участки. Но они получают нищенскую пенсию, впрочем, вся их жизнь была непролазной нищетой, когда до зарплаты приходилось занимать у кого-то деньги. Это была жизнь, лишенная нравственного смысла, жизнь, где не было настоящего, а была только одна мечта о светлом грядущем, блистающим яркими огнями в конце туннеля.

Поколение это – такое же потерянное, как и поколение Эрнеста Хэмингуэя и Эриха Марии Ремарка. Взять, к примеру, литераторов. Кого сегодня из послевоенной братии можно назвать поэтом под номером первым? А среди прозаиков? Я копаюсь в памяти, но примеры неубедительны. Почему? А потому, что после яркой плеяды, которую представляли Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Василий Аксенов, в верхах решили: хватит, и этого довольно. И молодых авторов просто-напросто не печатали. Они ничем не проявили себя. Как, впрочем, и актеры. Но на театральную сцену и в кинематограф всё же было гораздо легче прорваться, чем на книжные страницы. В театре и кино всегда требовались юные красавицы и красавцы. Литература же в этом не нуждалась. Там правили бал испытанные бойцы, родившиеся еще в каких-то других мохнатых веках.

Их не грабило государство. Оно, наоборот, предоставляло всячески льготы за то, что их опекаемые не смели коснуться правды, дав клятву воздержания от неё. Оно грабило бедных. Тех, кого постоянно оболванивало своим идеологическим наркозом. Их вклады в сберкассах обесценились, им не засчитывалось в трудовой стаж время учебы в вузах и техникумах, службы в советской армии... Я не буду перечислять – список этих ограблений займёт слишком много места. Их грабят и сегодня. И не только родная держава. Об этом в говорил в конце прошлого года на пресс-конференции начальник 5-го отдела управления уголовного розыска ГУ МВД России по Нижегородской области полковник полиции Михаил Абрамов. И это, отметил он, не обязательно прямой грабёж. Зачастую мошенники приходят в дома доверчивых пенсионеров под видом социальных работников и сотрудников страховых служб, прикидываются участковыми врачами, медсестрами. Ущерб, причиненный старикам, исчисляется десятками миллионов рублей. Наверное, это тоже одна из причин того, что пенсионеры начинают мстить всем и вся без разбора.

Но я о другом. О том, что, несмотря ни на что, они верили в торжество того светлого будущего, которое якобы строили. Они ехали на целину, на БАМ, вкалывали в студенческих стройотрядах, жили в продуваемых ветром палатках, и когда им говорили «Надо!», брали под козырёк, хотя это слово являлось смыслом всякой бессмысленности.

Не стоит верить тому, кто говорит, что буквально с колыбели верил в порочность мира, что его окружал. Государство хотело воспитать трудолюбивых мышей и духовных рабов, и своего добилось, меняя историю, даты, названия городов, течение рек. Жизнь становилась парадней с фасада, но внутри страну лихорадило, и каждый это чувствовал, не отдавая себе отчета. Когда же всё обрушилось, когда распался Союз нерушимый, нынешние пенсионеры оказались у разбитого корыта. Все их былые идеалы были повергнуты в грязь.

Они страдают больше всего от этого, а не от того, что их пенсия такая скудная – за вычетом коммунальных услуг государство тратит на них немногим больше, чем на зэков за колючкой. И именно это породило сначала глухой ропот, а потом и тот рост преступности среди пенсионеров, который мы наблюдаем в последнее время. Бурный, надо сказать, рост. Но о нём молчат. В 36 номере альманахе «Неволя» за нынешний год опубликованы сводные данные о пенитенциарной системе европейских стран по состоянию на 1 сентября 2011 года. Как и по общему количеству заключенных, так и в расчете на 100 тысяч человек населения, Россия, конечно же, впереди, а вот сведений по возрастному составу российских арестантов нет. Опять, как раньше, государственная тайна, хотя другие державы это не скрывают. Значит, есть прецедент.

О том, что число лиц пенсионного возрастает в местах не столь удалённых растет год от года, свидетельствует и такой косвенный показатель, как рост смертности в СИЗО и колониях. Но и тут он замаскирован. Общее количество зэков год от года уменьшается, а смертей регистрируется больше. Например, в 2007 году за решеткой умерло 4.462 арестанта, а в следующем году – 4.630. В 2011 году начальник управления Генпрокуратуры России Сергей Куденев докладывал на расширенном заседании Федеральной службы исполнения наказаний, что смертность в 2010 году возросла на шесть процентов, по сравнению с 2009 годом, то есть умерло 4423 человека. Это меньше, чем в 2008 году (тогда скончалось 4172 человека), меньше и общее количество заключённых, значит, нетрудно предположить, что значительным образом изменился их возрастной состав. Как и прежде, основную массу составляют те, кому от 20 до 40 лет, но увеличилась и доля тех, кто их гораздо старше. А кто умирает? Прежде всего, больные туберкулёзом и люди уже немолодые. Следовательно, растёт количество больных, которыми как раз чаще всего и становятся пенсионеры. И других вариантов тут нет и быть не может.

Стариковский бизнес

Как-то я припозднился в гостях и стоял на автобусной остановке, лязгая зубами от холода. Никакого транспорта, как водится, не было и в помине.
Из-за поворота вдруг показалась видавшие виды «шестерка». Я остановил ее. За рулем сидел дед, своей суровостью напоминавшего Михаила Ульянова в роли ворошиловского стрелка.

- Тысячу рублей, - сказал он.

Я переспросил – до дома было совсем недалеко.

- Тысячу, - повторил «ворошиловский стрелок», и, услышав мое «Вы это серьезно?», зарычал мотором.

Я ругнулся вслед и забыл бы навсегда об этом, если бы не стал вскоре искать квартиру в Автозаводском районе, которая сдается. Я звонил по многим номерам, мне отвечали в основном люди пенсионного возраста и называли умопомрачительные суммы аренды, хотя жилье было явно убогое. И в голосах стариков звучала булатная сталь. Они не хотели уступать. Они хотели получать столько же, сколько имеют такие же арендаторы в верхней части города, сдающих фешенебельное жильё.

Но делать было нечего, и я направился по одному из адресов. Эта квартира была такой запущенной, с ободранными обоями и неисправной канализацией, что я сразу же хотел повернуть обратно, но старушка-квартиросъемщица неожиданно заявила, что снизит цену. Она её назвала, это вроде бы соответствовало убогости квартиры, но потом выяснилось, что сумма неподъемна, потому что она в долларах.

Вскоре после этого я искал участников испытаний водородной бомбы над Новой Землей. И нашел-таки одного из них – полковника в отставке. Попросил его сообщить фамилии других участников. И он предупредил меня, что не скажет ни слова, пока ему не заплатят.

- Сколько? – спросил я.

- Мне нужны не гроши, а процент от годового дохода вашей газеты, - сказал он. – И, пожалуйста, в долларах или евро. А до тех пор, пока мы не заключим контракт, я буду молчать, как рыба.

- Но зачем вам столько денег? – удивился я. – У вас ведь пенсия приличная. Вы же ведь участник Великой Отечественной войны.

- Я летом в Германию поеду, - ответил старик. – Там в банк положу. Умереть хочу в чистоте.

Трудно это прокомментировать. Трудно осуждать всех этих старичков и старушек. Но дело в том, что они уйдут, а их места не займут те, кто загодя обеспечил себе спокойный отдых где-нибудь на Багамах. Их места займут такие же бедные и многократно ограбленные уже новой властью.

А что остаётся нам? Когда-то мы боялись всё и вся подозревающего ока государева. Сегодня омерзительно боимся своих же детей, а порой и стариков – непредсказуемых, неуправляемых, с необузданными инстинктами и злобной безрассудностью. И если мы не соберемся с силами и не подумаем все вместе, как изменить ситуацию, подрастающее и старшее поколение может превратить наше бытие в кромешный мрак.

Примечание. Приведены данные на 1 января 1913 года. По курсу рубля на 15 сентября 2014 года (37,65 руб.), сегодня российский пенсионер получает 302,8 доллара в месяц. При этом продолжительность жизни составляет:

Страны - Лет

Дания - 78,3
Финляндия - 78,3
Норвегия - 79,9
Германия - 79,3
Испания - 80,1
США - 78,1
Швейцария - 80,9
Япония - 82,1
Великобритания - 79
Франция - 81,0
Италия - 80,2
Польша - 75,8
Россия - 66,1

Напоследок

И еще один нюанс. Если пенсионер попадает за решетку, пенсия переводится ему на его лицевой счет. Администрация исправительного учреждения вправе распоряжаться этим счетом, снимая с него деньги за содержание заключенного. Некоторые суммы может снимать и сам пенсионер, покупая продукты в тюремном ларьке. Как правило, после отсидки на его лицевом счету мало что остаётся.