Главная » Арт-площадка » Музыка » О «тринадцатом альбоме» группы «Black Sabbath»

О «тринадцатом альбоме» группы «Black Sabbath»

19 дек 2013
Прочитано:
3297
Категория:
Республика Молдова
г. Кишинёв

Еще несколько слов о «тринадцатом альбоме» группы «Black Sabbath»

Наконец-то выдалось время полностью прослушать последнюю пластинку Айомми и компании, недавно увидевшую свет! И не могу не написать о навеянном, затронутом и обмысленном, хотя замечательная рецензия автора, подписывающегося псевдонимом «Dance Terror», уже стала достойным украшением сайта «Аргументов и фактов в Молдове». Мой текст будет, скорее всего, памяткой «для тех, кто в теме», где-то, чтобы вспомнить, улыбнуться, снова переслушать альбом, о котором, – и не только о нем, – здесь пойдет речь.

О новом отношении к «старой школе»

Старые «сэббаты» вернулись и не просто в исполнении старых хитов на концерте ли, в записи ли. Они вернулись в новых произведениях, добротно, качественно и с любовью сделанных. «Правоверные» металлисты получили старый добрый «Сэббат» – эффект для них сродни тому, если бы сегодня в продажу поступили новые, только что написанные пьесы Шекспира.

Эти записи, вошедшие в альбом «13», – как раз одно из тех явлений, о которых не только можно, но и хочется говорить без оглядки на повторы не своих мыслей, «несолидность» и «неспециализированность местных изданий».

Мое поколение, вернее та его часть, которая хоть немного искушена в «правильной музыке», уже относится к рок-группам «старой школы», – а для каждого следующего поколения «старая школа» – это все, что старше 10-15 лет, – как дипломированные музыканты и музыковеды – к Бетховену и Рахманинову. Мы слушаем «квинов» и «зеппелинов», как бэкграунд собственной жизни. Мы сравниваем Уотерса и Гилмора нынешних и пятнадцати-двадцатипятилетней давности – как они работают на сцене, как относятся к своим же трекам, что вынесли на первый план сегодня и о чем исполняли те же строки раньше.

Все это ужасно интересно тем, кто не только впервые поцеловался под «Scorpions» или готовился к дворовой драке под «Металлику» или «Моторхэд». Таким подходом «болеют» те, кому песни этих групп «жить и строить помогали».

Именно с таким отношением я и подошел к тому, чтобы написать о новой пластинке «Black Sabbath».

О любви и дружбе

Можно сколько угодно говорить о «величии и ужасности» Оззи Озборна, его пристрастиях к «темной стороне силы», подвижничеству в стезе Алистера Кроули и т.д. Но годы идут, старые увлечения, включая и крайне вредные привычки, остаются в прошлом под впечатлениями, полученными от крутых жизненных поворотов. Однако, первый и, – при всем уважении к Дио, – главный вокалист «Black Sabbath», не смотря на нефактурный голос, внешность и документально засвидетельствованную боязнь настоящих летучих мышей, уже давно стал первой и наиболее почитаемой иконой тяжелого металла. Теперь он может выглядеть как угодно, даже комично и по-стариковски. И говорить что угодно, вплоть до полюбившегося новым фанам последнего десятилетия «Да хранит вас господь!». Но его авторитет среди «тяжелых» и околоокультистов от неформальной среды был, есть и будет непоколебим и ныне, и присно и далее всю дорогу.
Оззи почитают, уважают и любят. Самые близкие, зная всю подноготную, ему плюс ко всему и сочувствуют. Можно ли назвать Тони Айомми близким для Оззи человеком? Пожалуй, да. Пример – 2002 год, большой сборный концерт в Лондоне у Букингемского дворца. Лирическое отступление – люблю смотреть такие концерты потому, что на сцену вместе выходят люди «старой школы», позабывшие все понты в прошлом веке – в буквальном смысле этого слова. Они любят свое дело, уважают друг друга, и поэтому такие совместные выступления получаются с высшей степени самоотдачей. Эффект ощутим по эту сторону монитора и через десять, и через двадцать пять лет.

Итак, Оззи Озборн – за микрофонной стойкой, гитара – Тони Айомми, барабаны, если не изменяет память, – Фил Коллинз, уже давно на тот момент мега-стар, просто пришедший постучать на ударных и поддержать друзей и товарищей по цеху. Оззи в своей умеренно-бесноватой манере исполняет «Paranoid». Айомми – одним глазом смотрит на гитару, а другим неотступно следит за Озборном. Под конец выступления с подачи Тони они оба уходят со сцены, обнявшись. Потому что вблизи можно было заметить, что Оззи был не совсем в себе – последствия долгого злоупотребления наркотиками и алкоголем. И уйти со сцены в тот день он должен был так, чтобы никто ничего не заметил. И Айомми, всегда бывший для «великого и ужасного» кем-то вроде старшего товарища, счел своим долгом позаботиться о том, чтобы все было, как говорится, без сучка. Он хотел, чтобы так было. И не просто так, а ради Оззи.

Это – мое личное впечатление от увиденного на записи. Как оно было на самом деле – не знает никто, кроме этих двоих. Ясно одно – они оба нашли общий язык после долгих лет творческого существования вразнобой. Возможно, многое друг другу простили, о многом не хотят вспоминать. Наверное, это и есть настоящая дружба. Либо – неотступное желание ее, былую, возродить.

Именно это отношение друг к другу, возможно, сыграло далеко не последнюю роль в работе над альбомом «13».

Когда в сухом остатке блюз, это – плюс

Нужно подсказать эту строчку Александру Васильеву из «сплинов» - для концертного исполнения композиции «Англо-русский словарь». Очень уж в унисон получилось.

Но вернемся к альбому «13». Он как бы подтверждает некогда сказанное одним из лучших вокалистов «тяжелой сцены» Брюсом Дикинсоном в ответ на вопрос «Что для вас хэви-метал?».

«Какой хэви-метал?», - изумился Дикинсон. – «Есть только блюз!». Хотел ли фронтмен «Iron Maiden» поставить в тупик журналиста, задавшего этот профанский для нашей профессии вопрос? Или он действительно, будучи серьезным музыкантом, озвучил таким образом свое кредо в искусстве? Остается только гадать.

«Black Sabbath» своей нынешней пластинкой как бы замкнули круг, начатый ими в первые свои годы, когда они замедлили блюз и поместили его в хард-роковую атмосферу, тем самым родив на свет тяжелый метал. Вот уж воистину «Авраам родил Исаака» – полностью обошлись без женщин.

А если серьезно, альбом выдался крайне удачным. И несмотря на вынужденную замену барабанщика, состав полностью и безоговорочно в подходе своем воспринимается как старый, первый.

Айомми сотоварищи действительно не нужно почета ради искать новые музыкальные и текстовые мыслеформы. Они работают с тем, что создали сами и развивают направление в меру своих немалых возможностей. Хотя, если честно, лирика в «13» далеко не всегда отличается оригинальностью, в чем состоит минус записей, возможно единственный в данном случае. Главный признак пресности текста и затертости образов – во время первого прослушивания часто угадывается следующая строчка. Причем, различил это такой неважный знаток английского, как автор читаемого вами сейчас текста.

Итак, Айомми не утруждает себя поисками завершенных соло. Он лишь обозначает оттенки – мол, здесь можно сыграть вот так и вот так, а дальше развивать тему – по желанию. Он как бы ленится сыграть несколько лишних нот. Но эта «ленца» – почерк мастера, отточенность подачи нагрузки на звучание, претензия на микеланджеловское «взять кусок мрамора и отсечь все лишнее».

«Сэббаты» звучат тяжело и сочно. Легко узнаваемы классические рифы, бывшие визитной карточкой группы на протяжении всей истории ее существования, вне зависимости от смены разноплановых по стилю вокалистов. Как обычно, группа не тяготеет к хитовости, и у каждой из композиций как минимум по два настроения. Многие серьезны рокеры довели такой подход едва ли не до абсурда – поиски новых самовыражений не терпят компромиссов, да и в каждом деле должны быть свои первопроходцы. «Black Sabbath» никогда не были расположены к этой сверхзадаче. А Тони Айомми, как основной композитор, всегда знал, где нужно остановиться. Он никогда не стремился сделать шлягер, не учитывал какие-либо общепринятые «ходы» в сочинительстве. Так вышло, что он сам для себя всю жизнь единственный канон. Он был верен только одному фактору – своему музыкальному чутью, которое, судя по следу, оставляемому группой в истории, редко его подводило.

По поводу его умеренности характера вспоминается эпизод из далекого девяносто второго. Опять же Лондон. Сборный концерт памяти Фредди Меркьюри. Костяк выступающих на сцене – трое музыкантов «Queen». На сцену выходит Айомми. Он становится рядом с Брайаном Мэем, и два соло-гитариста, которые, судя по всему, если не приятели, то уж точно испытывают друг к другу неподдельное уважение, вместе выдают несколько пассажей из сэббатовской «Heaven and Hell». И думается – вроде бы два нормальных волосатых рокера решили поиграть вместе (в своей похожести в тот момент Мэй выглядел как бы младшим братом Айомми). Но все равно у обоих сквозит эта по-доброму забавная чопорца старой доброй Англии: «Сыграем, сэр?» «Сыграем, сэр!».

«В это великое время» или снова о «старой школе»

Следующей мыслью можно и закончить.

Мы живем в удивительную эпоху в истории рок-музыки. Опускается занавес времени на первые поколения «старой школы», и теперь точно можно сказать, что рок с металлом стали играют люди всех возрастов, а не только те, кому еще нет сорока.

Есть шанс подвести черту под целой макро-эпохой – кто каким словом отозвался в сердцах тысяч и тысяч. Одних уже давно нет в живых, другие по разным причинам «отошли от дел». Но есть и те, кто, возможно, последним рывком стремится жить так, как привык делать это всегда. И некоторые отваживаются на свежесочиненные релизы.

Недавно новые работы выпустили в свет «Motorhead» и «Deep Purple». Позволю себе позлорадствовать (знающие поймут!) – в последнем случае Гиллан сотоварищи на практике, – и не в первый раз, – доказали, что «Пёрпл» и без Блэкмора не лажает!.. Теперь им предстоит и дальше не лажать, но уже и без оставившего этот мир бессменного и талантливейшего Джона Лорда.

Кстати, по-настоящему свежую пластинку записали ДДТ, что не может не радовать после долгих лет переливания из пустого в порожнее... далеко не первосортного нового материала. Поэтому такие результаты должны стоять в общем ряду.

Отлично смотрятся в последние годы «Led Zeppelin» с Бонэмом-младшим, сыном «того самого Бонзо».

Мудро поступил Роджер Уотерс, пригласив Дэвида Гилмора исполнить свою партию из «Comfortably Numb» в новой постановке «Стены». К слову сказать, Гилмор, на сцене полностью уходящий в исполняемый им материал, всегда смотрелся выигрышнее эгоцентричного Уотерса, а с возрастом эта разница в поведении и восприятии стала еще явственнее. Но это тема совсем другой беседы.

До последнего гастролировал Ронни Джеймс Дио, покинувший этот мир в две тысячи десятом, как сейчас принято говорить, нулевом. До последнего все надеялись, что он победит рак...

То, что делают сегодня «Rolling Stones», положа руку на сердце, заслуживает не только неподдельного восхищения, но и отдельной статьи. Это же касается и «AC/DC».

О своем отношении к тому, что двое музыкантов «Queen» гастролируют последние 10 лет с другими вокалистами и старым репертуаром, не хочется особенно распространяться – как-никак кумиры детства. Чтобы обозначить свое видение проблемы, вспомню слово басиста группы Джона Дикона, который заявил, что «Queen» без Фредди Меркьюри – больше не «Queen», и на поверку оказался прав. Возможно, Брайан Мэй и Роджер Тейлор понимают, что они, как и весь рок-н-ролльный мир, оказались заложниками неповторимого вокала зубастого танзанийца, подарившего каждому человеку, услышавшему его голос, небольшой «a kind of magic». Судьба «тех, кто остался в живых и хочет продолжать», может быть и такой...

И это лишь немногие примеры.

Глядя на такую богатую палитру, точно понимаешь, что у «Black Sabbath» получилось встать здесь на одну из первых позиций.

По крайней мере, ясно одно. Пока при виде Оззи Озборна, по-стариковски семенящего по сцене и хлопающего в ладоши в такт музыке, многие молодые девушки в эмоциональном порыве срывают с себя верхнюю одежду, – группа остается первой в своем роде. И новый альбом – не только прямое тому подтверждение, но и органическое продолжение пути под названием «Black Sabbath».